Что действительно влияет на уровень интеллекта?
25 января 2018
Новейшие исследования ученых из университета Рутгерса, Нью Джерси, показали, что несмотря на то, что дети наследуют интеллект от родителей, гораздо большее значение для его уровня во взрослой жизни играет окружающая ребенка среда и интенсивность его обучения в раннем возрасте.
Ученые из университета Рутгеса в Нью Джерси, США, Луи Мацель и Бруно Соуз в декабре опубликовали результаты своих исследований интеллекта человека.
Главное, что выяснили ученые - то что на интеллект влияет одновременно и генетика, и среда, в которой растет ребенок или живет взрослый человек.
Поэтому ученые считают, что не стоит пренебрегать ранним образованием, развитием ребенка, важно постоянно давать стимулы для развития его ума. Результаты исследования подтверждают, что при правильной стимуляции, интеллект ребенка может развиться до высокого уровня даже при небольшом первоначальном показателе.
В США работает программа под названием Head Start, в рамках которой дети из малообеспеченных семей могут получить всестороннее дошкольное образование, полноценное питание. К участию в программе привлекаются и родители. Луи Мацель утверждает, что во время работы программы отмечается активный рост уровня интеллекта у детей, но к сожалению, после окончания участия и возвращения в привычную семью, дети снова деградируют. Это один из доводов в пользу того, что интеллект и счастье детей в руках тех, кто находится рядом с ними, обучает и развивает их - родителей, воспитателей, учителей.
Еще один пример, который приводит ученый - это идентичные близнецы, по идее при рождении имеющие одинаковый унаследованный уровень интеллекта. Если разделить их и воспитывать в разных условиях, поместить в разные среды - из них получатся разные взрослые люди, в том числе и по уровню iq.
Несомненно то, что именно среда - это тот инструмент, который позволяет нашему генетическому оборудованию не просто работать, но процветать и совершенствоваться.
С другой стороны, может ли ребенок, который унаследовал от родителей низкий уровень интеллекта, рассчитывать на то, что в семье понимают и правильно оценивают важность образования и развития ребенка? Ведь для дошкольников в первую очередь главная развивающая среда - это семья. У родителей есть огромные возможности для развития своих детей даже при невысоком уровне дохода: есть малообеспеченные семьи, в которых мамы и пап проводят с детьми много времени, обучают и развивают их, находят пищу для детского пытливого ума и, стимулируют развитие их интеллекта именно тогда, когда это нужно и наиболее эффективно.
С другой стороны, можно встретить и хорошо обеспеченные семьи, где родители сами с невысоким iq, соответственно не могут дать стимулов для развития и своим детям. Зачастую, дети посещают различные развивающие занятия вне дома.
Возможно в США такие семьи не встречаются, а в России и на постсоветском пространстве, к сожалению, высокий интеллект не гарантирует хорошего дохода и обеспеченной жизни. Часто бывает и совсем наоборот.
Факт в том, что во всем мире детям зачастую тяжело учиться в школе, их умы заполняют обилием фактов, цифр, энциклопедическими знаниями. Но, как отмечают исследователи, самый благодарный возраст для развития интеллекта приходится именно на начало школьного обучения, которое зачастую бывает упущено. В итоге, критическое мышление страдает, а в средней школе уже поздно запускать механизмы развития интеллектуальных способностей.
Новость со ссылкой на:
Science Daily